Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Фингербол, чаевые и язык столовых приборов: изучаем ресторанный этикет

Текст: Пойманова Алина, 2 сентября 1858

Жеманность и манерность давно не в моде, а вот вежливость и приличие никогда из нее не выходили. То же касается и поведения в ресторане, но кроме этого, здесь существует свой отдельный этикет. Можно ли пользоваться зубочисткой и заправлять тканевую салфетку за воротник, куда девать сумочку, как говорить на языке ножей и вилок — об этом и многом другом в нашем материале.

Сфера обслуживания переживает новую эпоху, ресторанный этикет меняется вместе с обществом и современными тенденциями. Если раньше мы основывались на хрестоматийных примерах, то сегодня ключевой ориентир — удобство, причем в первую очередь для себя. Но даже в таких демократичных условиях есть границы дозволенного и определенные рамки приличия.

Ladies first

Благо, женщины в развитых странах сегодня имеют те же права, что и мужчины, но ввиду растущих масштабов феминизации многие обостренно реагируют на проявления обычной галантности. Поэтому в вопросе, стоит ли пропускать даму вперед, ухаживать за ней, отодвигая стул, и садиться только после того, как она займет свое место, надо ориентироваться на ее взгляды и реакцию на подобные действия. Если же речь идет о встрече друзей или коллег, то вперед следует пропускать более почетного по возрастному цензу или занимаемой должности человека.

Обязательно ли снимать верхнюю одежду

В этом вопросе тоже нет четкого и универсального правила — решение разнится в зависимости от страны и статусности заведения. В Европе, славящейся своим демократичным подходом, к примеру, верхнюю одежду далеко не всегда сдают в гардероб. Плащ, легкую куртку или ветровку вполне можно взять с собой и повесить на спинку стула или вешалку, если таковая есть в зале. Подобная ментальная особенность наиболее присуща Северной Европе, где к ресторанам относятся с куда меньшей торжественностью, нежели у нас.

 «Простите, мне звонят»

Если человек находится в ресторане не один, а с компанией или на встрече тет-а-тет, то прерывание трапезы и общения на телефонный разговор считается настоящим моветоном. И это негласное правило уже не имеет географических границ, оно общепринято повсюду. Разумеется, бывают случаи, когда разговор не требует отлагательств — в такой ситуации будет вежливо извиниться и выйти из-за стола, чтобы поговорить в холле или в другом удобном месте. Класть телефон на стол — тоже признак плохого тона. Лучшее решение — поставить его на беззвучный режим и всецело отдаться гастрономическому наслаждению.

Куда девать сумочку

Этот вопрос касается только женщин, поскольку мужчинам разрешается ставить сумку или портфель на пол. Представительницы прекрасного пола часто нарушают этикет, ставя сумочку себе на колени или на свой же стул, за спину. Вместо этого можно повесить ее на спинку стула или поставить на пол. Если речь идет о совсем небольшом клатче, который не занимает много места, его еще можно положить на стол. Если же мы говорим о статусном заведении, то в них для дамской сумочки подают специальный стульчик. Альтернативным решением может стать небольшой крючок, который удобно носить с собой. Он крепится на спинку стула или прямо на стол — и на него уже вешается сумочка. И это никак не противоречит правилам этикета.

Незаметно прихорошиться

Еще одни «грабли», на которые так часто наступают девушки, — это наведение «марафета» прямо в зале ресторана. Припудрить носик, поправить прическу или подкрасить губы допускается только в дамской комнате, где это удобно можно сделать перед зеркалом. А вот прихорашиваться прилюдно — дурной тон. Чтобы избежать подобных ситуаций, лучше заранее, сразу зайдя в зал, отлучиться на пару минут, чтобы позаботиться о своем внешнем виде.

Общение с официантом

Некрасиво обращаться к официанту «девушка», «молодой человек», «можно вас» и в тому подобном стиле. Кажется, это уже общеизвестный факт, но посетители, которые продолжают так подзывать обслуживающий персонал, встречаются сплошь и рядом. Достаточно встретиться с официантом взглядом и слегка приподнять руку — он сразу же к вам подойдет и представится, избавив вас от необходимости подыскивать вежливое обращение. Кроме этого, не стоит делать за официанта его работу — не берите из его рук тарелки, вилки, стаканы, не складывайте тарелки стопкой по завершении обеда и не поднимайте столовые приборы или салфетки, которые упали на пол.

Никакой спешки и суеты

Находясь в ресторане, важно следить за своей жестикуляцией. Размахивать руками, даже рассказывая нечто впечатляющее, — плохой тон. То же касается проявления суетливости — не стоит теребить салфетку или скатерть, поправлять одежду или вертеть в руке прибор. Кроме этого, даже в случае сильного голода не следует набрасываться на еду. Если заказ делали на компанию, а блюда подали еще не всем, то и здесь стоит проявить терпение и уважение и не приступать к собственной еде, пока все не начнут трапезу.

Что делать с тканевой салфеткой

С этим вроде бы все ясно, но, тем не менее, до сих пор многие используют тканевые салфетки не по назначению. Следует запомнить, что место им только на коленях и нигде более. Не нужно вешать их на стул, заправлять за воротник или, что еще хуже, вытирать губы. Даже если на столе по какой-то причине не оказалось бумажных салфеток — стоит попросить о них официанта. Тем же, кто раньше заправлял тканевую салфетку за воротник, следует знать, что в статусных заведениях заказывающим первые блюда выдают специальные небольшие фартушки на шею.

Что можно есть руками

Если вы сомневаетесь в том, можно есть блюдо руками или нет, — проверьте, не присутствуют ли при сервировке три ключевых элемента. Первый из них — так называемый «фингербол» — емкость с теплой водой и лимоном, в которой можно промывать руки. Второй — «ошибори» — влажное полотенце. И третий — перчатки, как в случае с бургерами или некоторыми видами морепродуктов. Кроме этого, есть такая классика жанра, как дичь на кости, хлеб или канапе — те случаи, в которых орудовать руками можно. Если все же сомневаетесь — лучше задать вопрос официанту, он расскажет, как то или иное блюдо следует есть.

Можно ли пользоваться зубочисткой

Возможно, это кого-то удивит, но согласно правилам этикета зубочисток на столе быть не должно. Они подаются официантом только по требованию гостя. Но при этом пользоваться ими в зале заведения — признак дурного тона. С другой стороны, разговаривать с собеседником с остатками пищи в зубах — тоже малоприятно. Поэтому нужно вооружиться зубочисткой и отправиться в туалетную комнату, где спокойно, а не у всех на виду, можно очистить зубы.

Как говорить на языке ножей и вилок

Не во всех киевских заведениях практикуют так называемый язык ножей и вилок, но вот в Европе таких правил придерживаются строго. Позиция ножа и вилки на тарелке выступает в роли сигнальных флажков для официанта. Если положить приборы параллельно друг другу и ненадолго отлучиться, можно обнаружить по возвращении пустой стол. Поэтому если не хотите, чтобы за время вашего отсутствия унесли недоеденное блюдо просто из-за неверного сигнала, разместите приборы крест-накрест, зубцами вилки вправо, а острием ножа — влево.

Чаевые

Во многих странах бывшего СНГ существует негласный стандарт, в рамках которого чаевые должны быть равны 10% от общей суммы счета. В некоторых заведениях встречаются рекомендации о чаевых, а где-то они и вовсе включены в чек. На самом же деле решение всегда остается за гостем. Если заказ несли непозволительно долго, а официант нагрубил — попросту нечестно оставлять ему чаевые, поскольку он их не заработал. А вот тем, кто вежлив, приветлив и быстро справляется с работой, нередко перепадает от 10% до 20% от щедрых и благодарных гостей.

Хочешь быть в курсе всех событий? Подписывайся на наш Telegram и узнавай первым об интересных ивентах любимого города!

10 идей, куда сходить в Киеве на выходных с 31 августа по 1 сентября История соблазнительного обнажения: как зарождался стриптиз
На данном Веб-сайте используются файлы cookie. Продолжая пользоваться ресурсом, вы соглашаетесь с условиями Политики обработки персональных данных.